воскресенье, 27 августа 2017 г.

Разнообразие художественных течений

современное искусство
Мы должны говорить обо всем разнообразии художественных течений века, но мы вправе говорить и об «искусстве XVIII столетия» как о чем-то целом. Даже классицизм и рококо не исключали друг друга, а дополняли, и драматург-классицист Вольтер писал свои философские повести не без влияния рококо, а драматург-реалист Дидро написал в этой манере «Нескромные сокровища», о чем не забывал и работая над «Жаком-фаталистом». Общее в XVIII веке всегда подчиняло себе частное, даже когда это частное казалось самодовлеющим.
Потому что общим была идея освобождения — государственного, общественного, человеческого. То, что Вольтер произнес свое знаменитое: «Все жанры хороши, кроме скучного», а Дидро всегда воздавал дань уважения Вольтеру,- никак не случайность.

Идея всеобщности сыграла огромную роль в формировании гражданского общества. Не следует думать, что неоднородность третьего сословия выявилась лишь во время Французской революции и после нее. На протяжении XVIII века она неоднократно напоминала о себе. Но прежде чем распасться, третьему сословию предстояло объединиться. В хозяйственном механизме предреволюционной Франции сохранилось еще очень многое от цеховой организации производства, ставившей перегородки между людьми различных профессий. Общество было жестоко стратифицировано сверху донизу. В нем ощущался огромный дефицит социального общения. И здесь театр сыграл важную объединяющую и раскрепощающую роль. Чем ближе к революции, тем быстрее он демократизировался. С каждым десятилетием партер Комеди Франсэз заполнялся все более разноликой толпой. В нем уже на всякий случай стояли солдаты с ружьями…